Меринайнен (merinainen) wrote,
Меринайнен
merinainen

Categories:

Меланхолия. Не смотрите в ночное небо.


Посмотрела Ларса фон Триера, тот самый фильм, на премьере которого в Каннах режиссер был объявлен персоной  нон грата за то, что на пресс-конференции назвал себя "нацистом".
Я не буду заниматься психоанализом Ларса фон Триера, напомню только, что как каждый писатель пишет всю жизнь одну и ту же книгу- про себя, так и фон Триер во всех фильмах воплошает свои страхи и комплексы.
Не буду писать рецензию: их достаточно и без меня в интернете, интересных, выполненных профессионалами. Я не умею красиво сплетать словеса и говорить так, чтобы никто не понял, что я хотела сказать.  Могу  в силу своего разумения и образования сказать о фильме всего лишь несколько слов.
Существует мнение, что в искусстве важно не О ЧЕМ, а КАК. Я считаю, что и форма и содержание одинаково важны, диалектически. Да, куда ни плюнь, всюду Гегель. А сюжет может быть любым.
Начало сюжета.Роскошная свадьба в богатом доме сестры главной героини. Все веселятся, только невеста время от времени смотри в небо. Вдруг она начинает осозновать, что ее жених- до отвращения банален, мать-вздорная истеричка, совершенно чужая. Отец, которого она любит- в сущности шут гороховый, готовый бросить ее в тот момент, когда она остро в нем нуждается. Гости- сборище совершенно не нужных ей людей. Начальник- беспринципный хам, а ее  работа- пустота, ноль. Настоящие только сестра и племянник.
О чем? Об экзистенциальном страхе смерти, который время от времени испытывает каждый атеист. Об осознании бесполезности всего сущего: что ни делай, все равно умрешь. Все умрут, а наши ежедневные дела и заботы- cуета, позволяющая какое-то время не думать о главном.  О том, что все мы чудовищно одиноки,  существование человечества- случайность, а сам человек- злокачественная опухоль на теле Земли. Наконец, том, что женщины с их иррациональностью гораздо устойчивее и мудрее мужчин.
Ларc фон Триер глазами героев смотрит в лицо собственным страхам. Осознав неизбежность того, что произойдет,  герои немного успокаиваются, но потом по мере приблежения опасности, опять начинают метаться.
Как? Великолепно! В лучших триеровских традициях и под Вагнера. Незабываемый видеоряд.
Не знаю, что может снять фон Триер после "Меланхолии". Что можно добавить, после того, как главное сказано?
Не могу рекомендовать этот фильм:  пусть каждый решает для себя, смотреть ли  это лучшее иностранное  кино, которое я видела за последний год или даже несколько лет..
А в небо мне теперь страшно вглядываться.

Tags: cinema
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments